Вторник, 19.03.2024, 07:13
Приветствую Вас, Гость

Психологические факторы формирования

коммуникативной готовности

к школьному обучению

 

Основную функцию подготовки детей к школе выполняют детские сады. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит его дальнейшее обучение.

   Задача ДОУ состоит в том, чтобы на протяжении всего периода воспитания и обучения ребенка, начиная с младшей группы, постепенно закладывать основу его готовности к обучению в школе, формируя у него систематизированные знания об окружающей действительности, Умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач.

   Содержание готовности определяется системой требований, которую школа предъявляет к Ребенку. Все ее компоненты (общая, специальная, личностная, коммуникативная готовность) взаимосвязаны между собой, но коммуникативная готовность занимает особое место.

   По мнению М.И. Лисиной, готовность дошкольника к школьному обучению — сложное и целостное состояние, составные компоненты которого (умственное, волевое, физическое, нравственное развитие и др.) неравнозначны;  ядром  готовности является уровень общения ребенка со взрослым, определяющий умственное развитие детей и произвольную регуляцию своего поведения [8]. С этой точки зрения развитие общения дошкольников со взрослыми — главное условие формирования состояния общей готовности к обучению, лежащее в основе развития у детей, и других психических способностей, в частности умственных и волевых.

   Исходя из теоретического анализа подходов М.И. Лисиной, Е.Е. Кравцовой, О.Е. Смирновой, коммуникативную готовность к обучению в школе можно определить как компонент готовности, включающий в себя сформированность у ребенка произвольных, внеситуативных форм общения со взрослыми и сверстниками, а также необходимый уровень речевых умений и навыков.

   Овладение диа- и монологической речью дает ребенку возможность свободно рассуждать, делать выводы, спрашивать, помогает устанавливать связь с окружающими. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в ДОУ. Ситуация школьного обучения требует от него активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения со сверстниками и учителем по поводу изучаемого материала и др. Поэтому очень важно уже в дошкольные годы развить у ребенка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составит предпосылку к формированию нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, одноклассниками.

   Исходя из обозначения содержания коммуникативной готовности можно выделить психологические факторы, обусловливающие формирование данного вида готовности.

   Установление факторов имеет важное теоретическое значение, так как позволяет понять действующие обстоятельства, существенные для становления изучаемого явления. Практически же решение вопроса о факторах сформированности коммуникативной готовности вооружат педагогов и родителей научно-обоснованными средствами целенаправленного формирования и детей на пороге школьного обучения.

   В качестве ведущих факторов можно выделить речевую активность (внутренний фактор) развивающую   речевую   среду, (внешний фактор).

   Обратимся к фактору речевой активности.

   Высокий  уровень  речевой активности во многом будет способствовать установлению взаимоотношений ребенка с окружающими. Дети, имеющие высокий уровень речевой активности, легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками, на занятиях внимательно  слушают воспитателя и товарищей, постоянно отвечают,  дают оценку высказываниям  детей.

   Низкая речевая активность может быть следствием дефектов речи (заикание, гнусавость, шепелявость), которые вызывают насмешки среди детей, подавляют ребенка психологически. Низкий уровень речевой активности наблюдается у детей с нарушением внимания, памяти, поэтому педагог, решая задачи формирования качеств, умений и навыков, необходимы: для успешного обучения в школе, должен учитывать индивидуальные особенности детей и стремиться создать в группе благоприятный эмоциональный фон.

   Умение педагога поддерживать положительную эмоциональную атмосферу в группе, укреплять культуру общения детей      между собой, их дружеские контакты составляет важное   условие   подготовки    к школьному коллективу. Педагог, стремящийся к тому, чтобы его воспитанники, став школьниками, быстро адаптировались в классе, подружились с одноклассниками, внимательно наблюдает за их поведением в группе (с кем чаще всего играет тот или иной ребенок, есть ли у него свой круг общения, как развиваются  его контакты  с детьми). Особое внимание необходимо уделять детям, испытывающим затруднения в общении со сверстниками.

   Педагог должен анализировать состояние коммуникативной и речевой активности дошкольников, выявлять причины ее снижения, усиливать эмоциональный и содержательный контакт с детьми, не проявляющими стремления к общению.

   На формирование коммуникативной готовности также влияет окружение ребенка: будет ли это монотонное, однообразное, стандартное окружение, либо Разнообразное, насыщенное, изменяющееся. Правильно организованная взрослым среда, в которой находится ребенок, и содержательная совместная деятельность будут способствовать развитию его коммуникативной готовности.

   Один из коммуникативных источников, наполняющих речевую среду, — специально организованные речевые ситуации, направленные на умение договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

   Художественная литература обогащает естественным путем без назидания и навязывания речь детей художественными эпитетами, метафорами, речевыми образцами русского литературного языка, учит оперировать ими свободно и непринужденно в любых ситуациях.

   Для коммуникативного развития недостаточно предлагать ребенку разнообразный речевой материал — необходимо ставить перед ним новые задачи общения, требующие новых его средств. Нужно, чтобы взаимодействие с окружающими обогащало содержание потребности ребенка в общении [8]. Поэтому первостепенное значение имеет организация содержательного, продуктивного общения педагога с детьми.

   В дошкольном возрасте большое значение в коммуникативном развитии имеет игра — подлинная социальная практика   ребенка (А.В. Запорожец).          

   Для коммуникативного развития используются все виды игровой деятельности: творческие, ролевые, дидактические и настольно-печатные игры, игры- -инсценировки и др.

   Организация развивающей речевой среды стимулирует -возникновение и протекание общения ребенка с окружающими, в процессе которого происходит становление коммуникативной готовности. Приоритет речевой среды состоит в разнообразии ее источников, воздействующих на речь ребенка каждодневно.

   Подводя итоги, необходимо отметить, что формирование коммуникативной готовности у детей старшего дошкольного возраста к школе — сложный процесс, обусловленный многими факторами. Каждый из перечисленных крайне редко встречается в чистом, изолированном виде и, как правило, сочетается с действиями других.

   Правильно организованная взрослым развивающая речевая среда — один из ведущих факторов коммуникативной готовности. Ребенок нуждается в благоприятной речевой среде, включающей специально-организованное предметно-игровое окружение, условия для коммуникативного развития. Если дети мало общаются с педагогом, нет разнообразия — несомненно, это может привести к отставанию в

коммуникативном     развитии детей.

   Для правильной организации развивающей речевой среды педагогам ДОУ можно рекомендовать следующее:

— систематическое и планомерное проведение занятий по развитию речи;

— включение игр и упражнений на развитие связной речи в другие занятия;

— организация  и  проведение речевых игр и упражнений в свободное от занятий время;

— создание художественно-peчевой зоны в группе, в которую входили бы уголки книг,  иллюстраций и картин, технических средств, театра, где в свободное время дошкольники могли бы перелистывать знакомые им книги, рассматривать иллюстрации, слушать аудиозаписи сказок, пересказывать прочитанное  своими товарищами с помощью театра игрушек, кукол, фланелеграфа, играть в литературные  игры;

— гармоничное сочетание разнообразных источников речевой среды (чтение художественной литературы, просмотр телепередач, видеофильмов, прослушивание аудиозаписей с целью обогащения речи детей литературными образцами);

— организация  и  проведение речевых праздников, викторин, раскрывающих потенциальные речевые возможности каждого ребенка;