Вторник, 19.03.2024, 06:01
Приветствую Вас, Гость

«Интеграция - как инструмент создания новой модели ДОУ»
Содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение трех важных задач:
- сохранение здоровья ребенка,
- развитие базовых качеств личности,
- предоставление равных стартовых возможностей.
На практике складывается своего рода противоречие между желанием «больше дать ребенку» и действительными психическими и физическими возможностями ребенка. Увлечение ДОУ расширением объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса приводит к перегруженности, что в первую очередь, отражается на детях.
Система интегрированных занятий позволяет избежать перегрузок детей, освобождает время для игры, благотворно влияет на сохранение физического, психического и социального здоровья, развивает все стороны личности дошкольника.
Основные понятия:
1) личностно-ориентированная педагогическая технология /личностно-ориентированная модель обучения, занятия проводятся в индивидуальном, свойственном ребенку темпе/ обладает наибольшим здоровьесберегающим потенциалом и поэтому результативна,
2) на этапе дошкольного образования основной акцент должен делаться  на интеграцию предметных областей знаний. Интеграция может выступать инструментом в создании новой модели организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ /качество, обновление, эффективность в развитии личности ребенка, сохранение здоровья и свободного пространства детства /,
3) Интеграция – более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она должна охватывать все виды художественно-творческой и речевой деятельности, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые, изобразительную деятельность, художественно-речевую, музыкальную.
4) Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов (эстетического восприятия, образного мышления, памяти, внимания, эмоционально-положительное отношение к дейст-ти../, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности, с другой – основой интеграции является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах художественной деят-ти.
Механизм интеграции – образ, созданный разными средствами и воспроизводящийся детьми в разных видах деятельности:
а) в речевой – слово (определения, эпитеты, сравнения, ритм);
б) в театрализованной – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы.
в) в изобразительной  - рисунок (форма, величина, цвет, композиция )
г) в музыкальной – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация…
5) Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории с различных точек зрения, в различных образовательных сферах.
Интеграция содержания как путь личностного развития дошкольников предоставляет ребенку возможность ярче проявлять себя в том или ином виде деятельности (художественной, речевой).
Интегрированный личностно-ориентированный педагогический процесс – это система, в которой все компоненты направлены на создание условий для творчества, познания и самовыражения ребенка /Н.И.Короткова, Н.Я.Михайленко, Т.И.Бабаева…/.
Это предполагает новые модели взаимодействия, в которых педагог выступает с разных позиций:
«Учитель»: педагог – ведущий в воспитательно-образовательной работе с детьми, передающий опыт.
«Коллега»: педагог – равноправный партнер, участник всех дел, разговоров.
«Ученик»: педагог – опекаемый, преднамеренно допускает ошибки, а дети выявляют  и помогают их исправить. /ж-л «Д.в.» №11 2003 г., стр.90/
Основные компоненты интеграции:
- системообразующий / интегративный/ стержень – то, вокруг чего строится интеграция, это социальная активность ребенка (его общение и деятельность)
- дидактический объект интеграции – через что реализуется интеграция. Он моделирует комплекс видов деятельности ребенка (речевой, игровой, художественно-речевой, художественно-изобразительной, музыкальной и др.)
- цели, содержание и технологии педагогического воздействия – как, каким образом, в какой форме происходит эта реализация.
Реализация этих компонентов рассматривается как процесс комплексного развития, воспитания и обучения в ходе ознакомления ребенка с социальной действительностью, имеющей  логико-содержательную структуру и реализующийся на межпредметной  и междеятельностной основе и предполагающий взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимосвязь всех звеньев образовательной работы в ДОУ.
Идеи развивающего обучения /В.Т.Кудрявцев, Н.Н. Подъяков, В.В. Давыдов/ позволяют создавать условия для интеграции, т.е. есть возможность ставить перед детьми задачи, находить адекватные способы решения, экспериментировать, сравнивать, проверять, искать новые пути.
Интеграция рассматривается как цель взаимодействия для создания у детей целостной картины мира и как процесс для достижения этой цели. /А.А.Майер «Управление инновационными процессами в ДОУ», стр. 72/
Интеграция может происходить по тематическому принципу: одна тема, н-р, изобразит. ис-во,  выполняется средствами рисунка, лепки. аппликации. Задача воспитателя: сориентировать детей – без перегрузки – на сочетание разных способов и приемов и при этом помнить, что каждый ребенок имеет право самостоятельно реализовать свой замысел / «Д.в.» № 2-2006, стр.80/
Основные темы – времена года: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»
Младшие и средние группы: содержание основывается на разделе ознакомления с окружающим, развитие речи и продуктивная деятельность (коллективные работы: все виды конструирования, изображ. героев через движения, придумывание продолжения, окончания сказки по прослушанному фрагменту музыкального произвед.
Старший возраст: занятия включают задания  с решением проблемных ситуаций, создание собственных проектов. Интегрированные занятия сохраняют форму занимательной, увлекательной игры.
При отборе содержания занятий необходимо выделить основной мотив детской деятельности. Такая деятельность более результативна, у детей отмечается повышенный интерес к содержанию программных задач, проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта.
Стремление заниматься разными и не похожими друг на  друга видами деятельности, желание  попробовать свои силы в разных ее сферах (рисовании, пении, театрализованной и художественно – речевой) – это и есть широта интересов ребенка, которую формирует педагог средствами интегрированных занятий.
Педагогический процесс, выстроенный на принципах интеграции содержания, способствует более тесному  взаимодействию всех специалистов и что самое главное – развивает способности ребенка в комплексе. /ж-л «Управление ДОУ №4 2003 г.,стр.89 К.Ю.Белая «Интеграция – как инструмент создания новой модели ДОУ».
Интеграция способствует, позволяет детям:
- находить свои способы и варианты действий,
- лучше усвоить практические навыки в процессе взаимосвязи разных видов деятельности, усиливая при этом общевоспитательный эффект воздействия на каждого ребенка,
- отдать предпочтение любимому виду деятельности /индивидуально-дифференцированный подход/,
- находиться под косвенным руководством взрослого,
- приобретать важные качества личности /самостоятельность, целеустремленность, инициативность…/
Благодаря такому подходу дети приобретают уверенность, становятся более раскрепощенными в творчестве.
Литература:
1. К.Ю.Белая «Интеграция – как инструмент создания новой модели ДОУ», ж-л «Управление ДОУ»№4 2003 г.,стр.89.
2. Л.Вавилова, М.Габова « К проблеме подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению на основе интеграции», ж-л «Д.в.» №11 2003 г., стр.90/
3. Т.Казакова «Изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов», ж-л «Д.в.» № 2-2006, стр.80
4. А.А.Майер «Управление инновационными процессами в ДОУ», стр. 72
5. В.М. Немеровский и др. «Интеграция двигательно-познавательных мероприятий в развитии социокультурного пространства дошкольников», Псков, 2008.
6. С.Д. Сажина «Технология интегрированного занятия в ДОУ»
 Цель дошкольного образования – разностороннее развитие ребенка, формирование у него общей культуры, целостного представления о мире.
«Задача дошкольного образования состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, форсировании сроков  перевода его на школьные «рельсы», а в том, чтобы создать ему условия  для наиболее полного раскрытия неповторимого возрастного потенциала.» (Левченко В.В.).
«И одним из путей оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников мы считаем процесс интеграции» (Фомина Н.А.)
Целостный-интегративный подход к педагогическому процессу позволяет дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.
Идеи интеграции в образовании берут свое начало в трудах Я.А.Коменского «все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и цельным».
Виды занятий
Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой.
Комплексное – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по данной теме или игру «Пожарные на учении». При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.
Комплексные занятия необходимо проводить как занятия итоговые или как занятия-досуги (Н.А.Ветлугина).
Интегрированные – соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание  такого понятия, как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи). При этом на занятии воспитатель имеет возможность решить несколько задач развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой  и самостоятельной деятельности.
По сути, понятие «интегрированное занятие» рассматривается более широко, чем некая организованная форма обучения детей, имеющая фиксированное место и время в режиме дня.
В такой форме целесообразно проводить обобщающие занятия, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких разделов.
Цель интегрированного занятия – научить детей  рассматривать одни и те же явления, проблемы в разных ситуациях и системах.
Методы и приемы, используемые на интегрированных занятиях:
- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность,
- проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ. Задания типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и т.д.
- разнообразные речевые дидактические игры, способствующие развитию всех сторон речи, расширению представлений о многообразии граней родного языка, воспитание чувства уверенности в своих силах.
Потребность использования интегративного подхода к образованию детей, организация интегрированных занятий объясняется  рядом причин:
1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве.
2. Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Причем, основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления, обязательное развитие творческой активности детей.
3. Форма их проведения нестандартна, интересна. Они создают высокую мотивационную заинтересованность, раскрывают педагогические возможности, обеспечивают здоровьесбережение в/о процесса (снимают утомляемость, перенапряжение за счет переключения на разнообразные виды деят-ти), ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию речи и всех психических процессов.
4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.
5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время, которое можно продуктивно использовать для развивающей и художественно-творческой деятельности.
6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, способствует раскрытию его способностей.
Преимущества интегрированных занятий:
способствуют:
- повышению мотивации образования, формированию познавательного интереса, целостной картины мира и т.д.,
- в большей степени, развитию речи, формированию умений мыслительной деятельности, интенсификации в/о процесса, снимает перенапряжение, перегрузку,
- углублению  представлений о понятии, закономерностях, расширению кругозора, формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности.
- основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения воспитанников различных предметах,
- эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.
Закономерности интегрированного занятия (О.С.Бадовская)
- все занятие подчинено авторскому замыслу;
- занятие составляет единое целое, этапы занятия – фрагменты целого;
- этапы и компоненты занятия находятся в логико-структурной зависимости;
- отобранный для занятия дидактический материал соответствует замыслу,
- цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не только структурную, но и смысловую связанность;
- занятие следует рассматривать как научно-деловое построение, в котором важны: 1) комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими, 2) соотношение изученного и изучаемого; 3) соединение отдельных зачетов в один общий.
Методика подготовки и проведения интегрированных занятий
- определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка  целостного представления об объекте изучения,
- проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;
- учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошк.возраста;
- определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования;
- выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий (н-р, тематический) и распределить задачи и содержательный мат-л;
- продумать развивающие задачи;
- использовать разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом;
- учитывая особенности формирования разных видов мышления  дошк-в, использовать большое кол-во разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой);
- использовать в работе с детьми методы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т.д.);
- учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения занятий
* Наибольший эффект интегрированные занятия дают тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная система. Целесообразно разрабатывать систему интегрированных занятий параллельно с образовательной программой.
* Необходимо стремиться, чтобы каждый цикл интегрированных занятий осуществлял какую-либо продуктивную деятельность, создавал коллективные композиции в виде игр-драматизаций, театрализованных представлений, картин или литературно-музыкальных композиций.
* Интегрированные занятия решают не множество отдельных задач, а их совокупность. Формы занятия могут быть  различны, но в каждом должно быть достаточно материала для упражнения «деятельных сил» ребенка, данных ему от природы
* Интегрированное занятие требует от педагога тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности личностного общения, когда дети положительно воспринимают педагога (уважают, доверяют…). И педагог, в свою очередь, больше  даст детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная.
* Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений
«Создание социокультурной среды детства через использование регионального компонента» 
 Мы живем в старинном русском городе Пскове, который отличается своей особой архитектурой, богатой историей, культурным наследием и по праву может называться духовной столицей России. Можно ли быть равнодушным к истокам русской народной культуры? «Нельзя…, отношение к ней должно измениться коренным образом» 
  Уместно здесь вспомнить слова К.Д. Ушинского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, которые говорили о проблеме России: «любой другой народ знает и бережно хранит свои национальные песни, танцы, игры, а такая великая нация, как русская – нет!». «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ. Отнимите у народа все и он все сможет возродить, но отнимите язык, и он никогда уже более не создаст его…» / К.Д. Ушинский/ В этом наш коллектив полностью солидарен с великими педагогами и писателями и хотим, чтобы наши воспитанники росли не «Иванами родства не помнящими», а личностями, сознающими свою причастность к тысячелетней богатейшей истории родного народа 
   Знакомство детей с достоянием своих предков поможет им расти не «Иванами родства не помнящими», а личностями, сознающими свою причастность к тысячелетней богатейшей истории родного народа, поможет впитать в себя высокие этические нравственные законы, лежащие в основе русской народной культуры, научить любить и ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную. 
   Коллектив нашего ДОУ ясно осознал для себя, что воспитание и образование детей находится в прямой зависимости от состояния окружающего мира, в котором он находится, а позитивное развитие ребенка от того, какой материал, мы взрослые, приготовим нашим детям для познания, чему будем учить, что будем воспитывать, поставил перед собой задачу создать этот мир и увидел эту благодатную почву в народной культуре. Все это и обусловило выбор нами приоритетного направления «Социально-личностное развитие детей посредством приобщения к истокам русской народной культуры». Тем более, что содержание программы «Развитие» Л.А.Венгера, по которой мы работаем, предусматривает знакомство дошкольников с русскими народными сказками, былинами, родным городом, а данный приоритет обогащает содержание программного материала. 
Работу в данной области мы начали с того, что прежде всего четко для себя уяснили и расставили акценты на следующем:
- Заставить детей полюбить свой народ, Родину нельзя, но можно с интересом знакомить с историей и культурой народной.
- Окружающие предметы должны быть, в том числе и национальными.
- Фольклор активно используется в разные режимные моменты (кормление, сон, одевание на прогулку)
- Народное творчество вводим в детскую жизнь естественно, без театрализации (не нужен полный костюм, используем элементы: шапка, фартук, платок)
Дети играют в народные игры не только на праздниках, но и в повседневной жизни.
- Одно народное творчество не в коей мере не должно заполнять все содержание детской жизни, так как оно не может полностью удовлетворить круг интересов ребенка, которому нужны и современная песня, и рассказ, и игрушка.
Цель программы развития ДОУ выражается в разработке новой модели целостного воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающего педагогически целесообразное объединение усилий педагогов, родителей и социальных партнеров для приобщения детей к основам русской народной культуры.
Задачи:
1. Внедрить в воспитательно-образовательный процесс новое содержания социально-личностного развития.
2. Создать многоуровневую модель педагогического процесса, обеспечивающую самореализацию ребенка в разных видах детской деятельности / органично объединяющего такие формы работы как занятия, клубы, кружки /.
3. Обогатить образовательную среду элементами народной культуры /создание уголков народного быта в группах, пополнение комнаты «Русская изба»/.
4. Внести коррекцию в штатное расписание.
Ожидаемый результат:
В результате реализации программы развития ДОУ мы ожидаем получить такого ребенка, в котором будут заложены основы социально-личностного развития и основы физически развитой личности с активной жизненной позицией, способной к развитию и самосовершенствованию, умеющей устанавливать межличностные отношения как со взрослыми, так и со сверстниками.
С чего мы начинали?
Вначале создали научно-методическое обеспечение ВОП, выстроили структуру приоритетного направления и приступили к практической деятельности. Прежде всего в жизненном пространстве групповых помещений начали оборудовать уголки народного быта.
   
Их содержание носит динамичный характер, выполняет информативную и развивающую функцию, так как каждый предмет несет определенные знания об окружающем, становится средством передачи социального опыта. Создали комнату «Русская изба».
 
Ее убранство составляет русская печь, старинный утюг, подлинные рушники и полотенца, украшенные богатой вышивкой, выполненной руками бабушек и пробабушек. В псковской избе мы часто устраиваем чаепития за горячим самоваром. Дети с интересом знакомятся с предметами народного быта и активно используют их в свободной самостоятельной деятельности, а это, в свою очередь, обогащает содержание их творческой деятельности и вызывает положительный эмоциональный отклик. Эта работа у нас проводится под руководством Ивановой Н.Г., специалиста центра «Надежда», она составила образовательную программу с учетом регионального компонента «Приобщение детей к традициям народной культуры» и организовала работу фольклорного кружка с детьми старшего дошкольного возраста.
   
На фольклорных занятиях дети изучают потешный фольклор, народные календарные праздники, знакомятся с трудовой жизнью русского народа, крестьянским домом, постигают основы добра и справедливости, послушания, милосердия и сочувствия, знакомятся с родным краем. Элементы и мелодии народных танцев, хороводов дети с удовольствием разучивают на музыкальных занятиях и в кружке «Ритмическая мозаика» под руководством хореографа Громовой Л.А. Наши воспитанники любят играть в театр, с интересом мастерят инструменты для народного оркестра.
   
Хорошей традицией в нашем ДОУ стало проведение народных праздников: «Осенины», «Святки», «Масленица», «Богатыри земли Псковской», «Весна на Псковщине», которые организуются музыкальными руководителями в тесном взаимодействии с руководителями кружков.
 
Активными участниками таких мероприятий являются родители, они с удовольствием соревнуются, играют в народные игры, водят хороводы со своими детьми. Особой популярностью у них пользуются посиделки, конкурсы-выставки народного творчества.
  
Всю информацию о совместных мероприятиях и жизни ДОУ родители получают из информационного пространства.
Наша деятельность не ограничивается рамками ДОУ, это стало возможным благодаря конструктивному сотрудничеству с нашими партнерами:
- Детская библиотека № 9, пр-т Рижский, 14 /устное народное творчество – цикл занятий для детей старших групп: «Путешествие в читайгород», «Маленький забавный мир» (малые фольклорные формы); для детей подготовительных групп: «Путешествие со скобаренком по граду Пскову», «Александр Невский», «Лукоморные чудеса» (по сказкам А.С.Пушкина),
 
 - Музей-заповедник «Поганкины палаты» / цикл занятий, экскурсий для детей подготовительных групп: «Как жили в старину» (интерьер жилых палат 17 века купца Поганкина»), «Как одевались в старину» (традиции, быт, костюм псковичей), «Воины земли русской» (доспехи, старинное оружие…), «Как в игрушки играли» (история русской народной игрушки), «Солдатский привал» (ауди и видеоматериалы, атрибуты Вов), - «историю познаем ногами»: в течение года совершаем 3 пеших похода–прогулки по исторической части города.
 
 - Школа № 14 /наши бывшие воспитанники становятся членами фольклорной группы школы и приходят к нам праздники/,

Биолого-экологический центр /дети знакомятся с природой родного края/

В работе с кадрами предпочтение отдаем активным формам и методам: дискуссии, деловые игры, семинары-практикумы, анкетирование и т.д.. Особенно продуктивно проходят семинары, семинары-практикумы, организованные музейным работником и руководителем фольклорного кружка («Вокруг пасхального кулича», «Народный календарь. Народные праздники», «Малые фольклорные формы», «Изготовление куклы-самокрутки»). 
В помощь педагогам разработаны и оформлены методические материалы: диагностические материалы, картотека фольклорных произведений, народный календарь, перспективное планирование, карты-схемы маршрутов целевых прогулок, паспорт экологической тропы, написаны проекты: «Моя малая Родина – город Псков», «Псков – век нынешний и век вчерашний», «Путешествие по святым местам Пскова», «Псковские ремесла», «Наши деды - славные победы», «Богатыри земли Псковской». Динамику социально-личностного развития детей нам удается отследить на основе анализа и оценки детской деятельности.
Итоги диагностического обследования по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа имеют такую картину: высокий уровень – 76 чел /63%/, средний – 44 чел. /37%/. – 2009-2010 уч.год; высокий уровень - 64 чел /36%/, средний -101 чел. /57%/, низкий – 12 чел. /7% -2008-2009.
Достижением является то, что дети в своих рисунках и постройках часто изображают наш древний Псков; героями детских работ становятся богатыри и сказочные персонажи.