Вторник, 19.03.2024, 09:17
Приветствую Вас, Гость

 

Структура и состояние детской популяции, проблемы здоровья и безопасности детей.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за 2010-2013 г. количество детей с хронической патологией увеличилось в 2,5 раза,

а дошкольников, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3,3 раза.

      У 12-19% детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств,

      30-40% составляют группу риска по развитию психических нарушений (неврозы, проблем сна, невралгия, тяжелейшая адаптация).

      Проблемы здоровья и безопасности детей зависят от состояния образовательной среды.

     Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей (ФГОС ДО).

    Образовательная среда и неблагоприятные факторы воздействия на физическое здоровье (патологии): рост

* на 67% числа детей, поступающих в школу с понижением остроты слуха,

* в 2 раза  - с понижением остроты зрения,

* почти в 5 раз  - с нарушением осанки,

* в 5,5  раз  - со сколиозом.

     Образовательная среда и неблагоприятные факторы воздействия на психическое здоровье

     Деприва́ция (лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей (сон, пища, жилище, общение ребёнка с отцом или матерью, и т. п.), либо лишением благ...

     Депривация потребности в безопасности – одной из базовых потребностей человека – может затормозить или деформировать развитие ребенка.

     Итогом становится

* низкий уровень адаптированности дошкольников к нормальным социальным условиям,

* высокая степень тревожности,

* наличие деструктивного внутриличностного конфликта,

* отсутствие эмоционального благополучия.

    Все это приводит к нарушению закономерностей развития самосознания, проблемам во взаимодействии со сверстниками, обострению проблем общения в семье.

    Проблема - кризис семьи: падение ценности родительства, преобладание неполных семей, семей, испытывающих финансовые трудности, относящихся к группе социального риска).

   У современных родителей нередко наблюдается нежелание вникать в проблемы ребенка, негармоничный стиль воспитания, перенос собственных личностных и психологических проблем на детей.

        В результате семья не выполняет свои главные функции как института социализации дошкольников: забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей, обеспечение соблюдения их прав и интересов; воспитание на основе безусловной родительской любви, признания ребенка самоценной личностью и др.

     Должно происходить становление семьи в качестве полноправного субъекта общественной жизни, востребовательности и обретения родителями действенных прав и реальных возможностей растить и воспитывать здоровых детей.

 ( Тимофеева Л.Л., кан.пед.наук, доцент кафедры ДО…, Майер А.А., д-р пед наук,.профессор кафедры ДО …)

   

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за 2010-2013 г. количество детей с хронической патологией увеличилось в 2,5 раза,

а дошкольников, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3,3 раза.

      У 12-19% детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств,

      30-40% составляют группу риска по развитию психических нарушений (неврозы, проблем сна, невралгия, тяжелейшая адаптация).

      Проблемы здоровья и безопасности детей зависят от состояния образовательной среды.

     Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей (ФГОС ДО).

    Образовательная среда и неблагоприятные факторы воздействия на физическое здоровье (патологии): рост

* на 67% числа детей, поступающих в школу с понижением остроты слуха,

* в 2 раза  - с понижением остроты зрения,

* почти в 5 раз  - с нарушением осанки,

* в 5,5  раз  - со сколиозом.

     Образовательная среда и неблагоприятные факторы воздействия на психическое здоровье

     Деприва́ция (лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей (сон, пища, жилище, общение ребёнка с отцом или матерью, и т. п.), либо лишением благ...

     Депривация потребности в безопасности – одной из базовых потребностей человека – может затормозить или деформировать развитие ребенка.

     Итогом становится

* низкий уровень адаптированности дошкольников к нормальным социальным условиям,

* высокая степень тревожности,

* наличие деструктивного внутриличностного конфликта,

* отсутствие эмоционального благополучия.

    Все это приводит к нарушению закономерностей развития самосознания, проблемам во взаимодействии со сверстниками, обострению проблем общения в семье.

    Проблема - кризис семьи: падение ценности родительства, преобладание неполных семей, семей, испытывающих финансовые трудности, относящихся к группе социального риска).

   У современных родителей нередко наблюдается нежелание вникать в проблемы ребенка, негармоничный стиль воспитания, перенос собственных личностных и психологических проблем на детей.

        В результате семья не выполняет свои главные функции как института социализации дошкольников: забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей, обеспечение соблюдения их прав и интересов; воспитание на основе безусловной родительской любви, признания ребенка самоценной личностью и др.

     Должно происходить становление семьи в качестве полноправного субъекта общественной жизни, востребовательности и обретения родителями действенных прав и реальных возможностей растить и воспитывать здоровых детей.

 ( Тимофеева Л.Л., кан.пед.наук, доцент кафедры ДО…, Майер А.А., д-р пед наук,.профессор кафедры ДО …)