Официальный сайт МБДОУ №26 г.Пскова - ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Пятница, 09.12.2016, 20:18
Приветствую Вас, Гость

Культура безопасности — способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности; результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области (Л.М.Власова)

       Культура БЖ ребенка — совокупность трех компонентов: осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности человека и умений оберегать, поддерживать свои жизнь и здоровье. (А.И.Садретдинова)

      Личность безопасного типа — человек, ориентированный на добро и способный к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, защите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений. (А.И.Садретдинова)

     Факторы успеха процесса воспитания культуры безопасности:

—        родительская      компетентность мам и пап воспитанников ДОО;

—        личностные качества и профессионализм педагогов;

—        соответствие предметно-пространственной среды поставленным задачам воспитания, образования, развития дошкольников.

Родительская      компетентность мам и пап воспитанников ДОО

         Семья — важнейший из институтов социализации детей.

      «Семья для ребенка — это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение...»   (В.А. Сухомлинский)

Установлено, что базовые составляющие культуры безопасности:

*  мотивация к безопасности,

* компетенции безопасного поведения,

* психологическая готовность к преодолению опасных ситуаций,

могут быть сформированы только в семье.

     Многие родители

* недооценивают роль семьи в воспитании у детей безопасного поведения,

* недостаточно информированы в этой области,

* выбирают непродуктивные тактики воспитания,

* пытаются делегировать свои воспитательные полномочия образовательным организациям.

        Все это приводит к конфликтам в семье, проблемам социализации детей, психологическим травмам.

        Все же проблема обеспечения безопасности ребенка неизменно интересует родительское сообщество.

      Но без определенного багажа знаний и компетенций семья не может полноценно решать задачи обеспечения безопасности ребенка, осуществлять по отношению к нему защитную функцию,  предвидеть и предупреждать опасные ситуации, создавать безопасную среду в местах постоянного пребывания ребенка.

       Педагогам важно  четко понимать,

* какова роль семьи,

* какие  функции берет на себя детский сад,

* как правильно построить взаимодействие с семьями воспитанников.

        Для повышения  родительской компетентности педагогам необходимо организовать:

* выявление наиболее типичных затруднений родителей по вопросам воспитания культуры безопасности;

* определение задач и содержания родительского образования;

* повышение компетентности родителей на основе закономерностей поддержки учения (самообразования) взрослых, построение партнерских взаимоотношений между семьями воспитанников и ДОО.

Личностные качества и профессионализм педагогов:

*  любовь к детям и выбранной профессии,

* эмпатия, ценностное отношение к ребенку, гуманизм, социорефлексия,

* уровень общей культуры, интеллигентность, нравственность и толерантность.

Формирование КБ не может осуществляться в рамках традиционной предметно-информационной модели обучения. Педагог должен стать для детей проводником в мир культуры. Приоритет - партнерский стиль взаимодействия с воспитанниками и их семьями, повышение компетентности воспитателей в области культуры безопасности, организации различных видов детской деятельности.

     Педагоги должны научиться выбирать адекватные формы, методы и приемы воспитания, образования и развития детей в соответствии с  возрастными периодами.

Дошкольники осваивают модели поведения, при этом образцами  служат  значимые для ребенка взрослые. В ходе общения со сверстниками и взрослыми дети осознают, «что такое хорошо и что такое плохо», усваивают определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе;

      Грамотно построенный ОП — эффективное осуществление поддержки и амплификации естественного хода социализации ребенка, один из аспектов которого — формирование личности безопасного типа.

      Задача ДОО — поддержать и оптимизировать становление личности БТ. Содержание программы по  воспитанию КБ включает такие компоненты:

* воспитание мотивации к безопасности;

* формирование системы знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения и преодоления;

* формирование компетенций безопасного поведения;

* физическая готовность к преодолению опасных ситуаций;

* готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности;

* психологическая подготовка к безопасному поведению;

* качества ребенка, способствующие   предупреждению   и преодолению опасных ситуаций (возрастные и индивидуальные особенности).

      Задачи формирования каждого из компонентов КБ у дошкольников определяют выбор принципов организации совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей; отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, логики взаимодействия участников ОП.

      Предметно-пространственная среда

    Развивающее образовательное пространство определяется сегодня как специально смоделированное место и условия, обеспечивающие разнообразные варианты выбора оптимальной траектории развития и взросления личности.

     ОП позволяет детям самоопределяться в разнообразных видах деятельности и во взаимодействии с разными сообществами, педагогам — создавать условия для социализации детей в широком социальном и культурном контексте.

     Принципиальным показателем высокого качества ОС служит ее способность обеспечивать весь комплекс потребностей всех субъектов ОП, создавать мотивацию их активной деятельности.

     Это соответствует задачам выполнения социального заказа государства в образовании на воспитание человека, способного самостоятельно находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности, совершенствовать планы в отношении к своей жизни и здоровью.