Культура безопасности — способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности; результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области (Л.М.Власова)
Культура БЖ ребенка — совокупность трех компонентов: осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности человека и умений оберегать, поддерживать свои жизнь и здоровье. (А.И.Садретдинова)
Личность безопасного типа — человек, ориентированный на добро и способный к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, защите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений. (А.И.Садретдинова)
Факторы успеха процесса воспитания культуры безопасности:
— родительская компетентность мам и пап воспитанников ДОО;
— личностные качества и профессионализм педагогов;
— соответствие предметно-пространственной среды поставленным задачам воспитания, образования, развития дошкольников.
Родительская компетентность мам и пап воспитанников ДОО
Семья — важнейший из институтов социализации детей.
«Семья для ребенка — это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение...» (В.А. Сухомлинский)
Установлено, что базовые составляющие культуры безопасности:
* мотивация к безопасности,
* компетенции безопасного поведения,
* психологическая готовность к преодолению опасных ситуаций,
могут быть сформированы только в семье.
Многие родители
* недооценивают роль семьи в воспитании у детей безопасного поведения,
* недостаточно информированы в этой области,
* выбирают непродуктивные тактики воспитания,
* пытаются делегировать свои воспитательные полномочия образовательным организациям.
Все это приводит к конфликтам в семье, проблемам социализации детей, психологическим травмам.
Все же проблема обеспечения безопасности ребенка неизменно интересует родительское сообщество.
Но без определенного багажа знаний и компетенций семья не может полноценно решать задачи обеспечения безопасности ребенка, осуществлять по отношению к нему защитную функцию, предвидеть и предупреждать опасные ситуации, создавать безопасную среду в местах постоянного пребывания ребенка.
Педагогам важно четко понимать,
* какова роль семьи,
* какие функции берет на себя детский сад,
* как правильно построить взаимодействие с семьями воспитанников.
Для повышения родительской компетентности педагогам необходимо организовать:
* выявление наиболее типичных затруднений родителей по вопросам воспитания культуры безопасности;
* определение задач и содержания родительского образования;
* повышение компетентности родителей на основе закономерностей поддержки учения (самообразования) взрослых, построение партнерских взаимоотношений между семьями воспитанников и ДОО.
Личностные качества и профессионализм педагогов:
* любовь к детям и выбранной профессии,
* эмпатия, ценностное отношение к ребенку, гуманизм, социорефлексия,
* уровень общей культуры, интеллигентность, нравственность и толерантность.
Формирование КБ не может осуществляться в рамках традиционной предметно-информационной модели обучения. Педагог должен стать для детей проводником в мир культуры. Приоритет - партнерский стиль взаимодействия с воспитанниками и их семьями, повышение компетентности воспитателей в области культуры безопасности, организации различных видов детской деятельности.
Педагоги должны научиться выбирать адекватные формы, методы и приемы воспитания, образования и развития детей в соответствии с возрастными периодами.
Дошкольники осваивают модели поведения, при этом образцами служат значимые для ребенка взрослые. В ходе общения со сверстниками и взрослыми дети осознают, «что такое хорошо и что такое плохо», усваивают определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе;
Грамотно построенный ОП — эффективное осуществление поддержки и амплификации естественного хода социализации ребенка, один из аспектов которого — формирование личности безопасного типа.
Задача ДОО — поддержать и оптимизировать становление личности БТ. Содержание программы по воспитанию КБ включает такие компоненты:
* воспитание мотивации к безопасности;
* формирование системы знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения и преодоления;
* формирование компетенций безопасного поведения;
* физическая готовность к преодолению опасных ситуаций;
* готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности;
* психологическая подготовка к безопасному поведению;
* качества ребенка, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций (возрастные и индивидуальные особенности).
Задачи формирования каждого из компонентов КБ у дошкольников определяют выбор принципов организации совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей; отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, логики взаимодействия участников ОП.
Предметно-пространственная среда
Развивающее образовательное пространство определяется сегодня как специально смоделированное место и условия, обеспечивающие разнообразные варианты выбора оптимальной траектории развития и взросления личности.
ОП позволяет детям самоопределяться в разнообразных видах деятельности и во взаимодействии с разными сообществами, педагогам — создавать условия для социализации детей в широком социальном и культурном контексте.
Принципиальным показателем высокого качества ОС служит ее способность обеспечивать весь комплекс потребностей всех субъектов ОП, создавать мотивацию их активной деятельности.
Это соответствует задачам выполнения социального заказа государства в образовании на воспитание человека, способного самостоятельно находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности, совершенствовать планы в отношении к своей жизни и здоровью.