Официальный сайт МБДОУ №26 г.Пскова - Безопасность жизнедеятельности детей и ее содержание.
Пятница, 09.12.2016, 20:21
Приветствую Вас, Гость

Программа «Развитие +» Л.А.Венгера


 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» (БЕЗОПАСНОСТЬ)


 

Безопасность жизнедеятельности детей и ее содержание.


 

Содержание раздела "Безопасность" и организация соответствующего образовательного процесса ориентированы на интегрированное решение следующих общих задач:

  • формирование общей культуры;
  • развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей;
  • развитие предпосылок учебной деятельности.

На основе образовательной области "Безопасность" может быть решен целый ряд задач общего развития детей дошкольного возраста:

  • развитие воображения детей, их способности предвидеть, предвосхищать возможные события и их последствия (на основе анализа условий протекания событий, представлений о естественнонаучных свойствах и закономерностях) - в ответ на вопрос "Что будет, если..?";
  • развитие эмпатии по отношению к другим людям, живой природе, окружающей среде;
  • развитие собственной активной позиции ребенка по отношению к установлению для себя правил, которыми необходимо руководствоваться (на основе правил безопасного поведения) и их соблюдению;
  • развитие регуляторных способностей и волевых качеств детей;
  • развитие умственных и познавательных способностей детей (на основе освоения начатков анализа, моделирования, наблюдения, пробующих и обследовательских действий, экспериментирования, измерений, логических рассуждений и др.);
  • развитие представлений ребенка о самом себе (в частности, о строении тела человека, о здоровье и способах его сохранения, о собственных физических, физиологических, личностных способностях и возможностях);
  • развитие представлений о других людях (в том числе, о близких и не близких, знакомых и не знакомых), о наиболее уместных способах общения с ними (коммуникативные способности).

Специфические задачи  раздела "Безопасность":

1. Формирование представлений о ситуациях, опасных для человека и окружающего мира природы, и способах поведения в них.

2. Приобщение к правилам поведения, безопасного для человека и окружающего мира природы.

3. Передача детям знаний о правилах безопасного дорожного движения, которые необходимо соблюдать как пешеходам, так и пассажирам транспортных средств.

4. Формирование осторожного осмотрительного отношения к ситуациям, потенциально опасным для человека и окружающего мира природы.

Целевые направления психолого-педагогической деятельности сотрудников ДОУ по освоению детьми дошкольного возраста ОО"Безопасность":

1. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности ребенка, безопасности окружающих его людей и предметов.

2. Формирование предпосылок его экологического сознания (безопасности окружающей природы).

Программа направлена на реализацию первого целевого направления,  содержание, освоение которого необходимо для каждого ребенка, посещающего детский сад или другое дошкольное учреждение, независимо от места проживания.

Классификация ситуаций, потенциально опасных для человека, требующих от него выполнения определенных правил поведения:

Группа 1. Ситуации, связанные с движением транспорта, с работой машин и механизмов на улицах городов, на детских площадках, в сельском хозяйстве, с использованием домашней бытовой техники и т.д.

Группа 2. Ситуации, связанные с правилами поведения человека при встрече с экстремальными природными явлениями: землетрясение, гроза, штормовой ветер, наводнение, суховей, чрезвычайно жаркая погода, палящее солнце, чрезвычайно низкая температура воздуха, угроза снежных обвалов, падения сосулек и т.д. (в зависимости от климатических особенностей местности).

Группа 3. Ситуации, связанные с правилами поведения человека в естественной природной среде (в лесу, в горах, на водоемах и т.д.), в том числе с растениями (среди которых могут быть ядовитые цветы, ягоды, грибы и т.д.), а также при контактах с дикими и домашними животными (следует рассмотреть как обыденные, так и неожиданные контакты).

Группа 4. Ситуации, связанные с правилами поведения человека в помещениях (опасность пожара, затопления, падения мебели, тяжелых предметов и т.д.).

Группа 5.

а) Ситуации, связанные с опасностью потеряться (в магазине, на улице, на празднике, в лесу и т.д.).

б) Ситуации, связанные с правилами поведения детей при встречах с незнакомыми людьми.

Группа 6. Инфекционно-опасные ситуации, связанные с выполнением правил гигиены, а также правил обращения с лекарствами, незнакомыми веществами (в том числе, продуктами питания и т.д.).

Условия для решения образовательных и развивающих задач ОО"Безопасность"

* правила безопасного поведения не только предъявляются детям, но - разрабатываются при их активном участии на основе развития у них доступных естественнонаучных, социальных и этических представлений в процессе разных видов детской деятельности (игры, конструирования, познания окружающего мира, самообслуживания, освоения физических упражнений, общения и т.д.). При этом естественнонаучные, социальные и этические представления детей находят свое практическое применение в ходе поисков способов и средств безопасного поведения, которые организуются при руководстве взрослых на основе партнерских отношений.

Знакомство детей с  разделом "Безопасность" строится на интегративной основе. С одной стороны, "Безопасность" имеет прикладной характер по отношению к ОО "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие ". С другой стороны, "Безопасность" является "полигоном" для практического использования средств и способов ОО "Познавательное развитие", "Речевое развитие ". Особый вклад осознанное и последовательное выполнение правил безопасности вносит в развитие регуляторных способностей, начатков волевого поведения.

Программа может быть выполнена только в том случае, если сотрудники дошкольного образовательного учреждения работают в тесном контакте с родителями воспитанников (согласование образовательных целей и задач семьи и детского сада; отбирают содержание,  помогают родителям воспитанников найти адекватные способы содержательного общения со своими детьми - организовывать экскурсии, прогулки, игры, беседы с ними, заниматься художественным творчеством, конструированием и т.д.)

Итог. Дети постепенно осваивают позицию: необходимо вести себя так, чтобы не наносить ущерб себе и другим людям, а также окружающим предметам; научаются распознавать опасные ситуации разного типа, предвидеть их; у них появляется активное стремление находить такие средства и способы, которые дают ему возможность избегать опасные ситуации или выходить из них с наименьшими потерями.

Младший дошкольный возраст

Задача:  познакомить детей с простейшими правилами безопасного поведения, создать условия для накопления ими первичного опыта освоения этих правил. Родители малышей продолжают закреплять и развивать этот опыт в домашних условиях.

В средней группе опыт детей актуализируется, создаются условия для проявления ими большей самостоятельности как в играх, так и в наблюдениях и экспериментировании. Наблюдения и эксперименты направлены не только на фиксацию свойств предметов и простейших закономерностей, но и на выявление причин наблюдаемого, а также опыта выявления опасных ситуаций, проявлений ими активности в поисках выхода из них. Появляются новые формы работы с детьми: экскурсии, целевые прогулки, описательные рассказы, рассказы из собственного опыта и др.

 

Развитие регуляторных способностей детей.

Регуляторные – это такой вид способностей,  который позволяет ребенку регулировать свое поведение и деятельность.

В процессе взаимодействия ребенка с окружающими, игры, выполнения различных заданий происходит становление регуляторных способностей.

Специфика регуляторных способностей заключается в решении особых задач:

- принятии,

- удерживании,

постановке умственных (познавательных или творческих) задач, практических задач, задач на коммуникацию (А.И. Булычева2) на уровне саморегуляции.

Специфические средства, актуализируемые при столкновении ребенка с различными задачами, предлагаемыми действительностью, позволят начать ориентироваться на эти задачи и удерживаться «в задаче», добиваясь ее решения.

Суть действий регуляции состоит в различении ребенком ситуаций задач, условий их предъявления и их удерживании, что позволяет благодаря другим способностям выполнять действия в соответствии с задачами.

Регуляторные способности имеют многокомпонентное строение. Психологическая регуляция поведения и деятельности может происходить на эмоциональном и произвольном уровнях.

Эмоциональное принятие ситуации (и предлагаемых ею задач), выделение и освоение способов действия или правил поведения в ней становится для ребенка особой задачей, требующей освоения специальных средств и действий.

Эмоциональный компонент регуляции актуализируется, когда обнаруживается расхождение между целями, желаниями субъекта и целями, предлагаемыми в виде задач в ситуации, в которую попадает человек. Возникающее при этом напряжение приводит к созданию, а потом и запоминанию определенного эмоционального образа (А.В.Запорожец), отражающего, с одной стороны, особенности ситуации (ее внешний вид, атрибуты), с другой стороны, носящего собственно эмоциональную «окраску», отражающего смысл происходящего для человека. Характер эмоционального, а скорее эмоционально-смыслового образа, будет зависеть от того, как воспринимается ребенком ситуация, в которую он попадает, какой у него опыт пребывания в подобных ситуациях, какой смысл она имеют для ребенка.

Произвольный компонент регуляции предполагает сознательное принятие и удерживание задачи, способа действия, приводящего к достижению результата - действия определенным образом, по правилу. Правила могут предлагаться ребенку в разных формах: в виде собственного поведения взрослого, выступающего в качестве образца, в виде словесной инструкции, в виде различных образных средств (картинок, знаков).

Произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся благодаря учебной деятельности. В то же время, слабое развитие произвольности обычно затрудняет обучение ребенка в школе. Однако развитие элементов произвольного поведения возможно и в дошкольном возрасте при выполнении деятельностей, которые специфичны и доступны дошкольнику. Это может быть выполнение детских видов деятельности (игра, конструирование и др.), адекватное поведение, действия с предметами, элементы трудовой деятельности и многое другое. Важно, чтобы способ выполнения деятельности, правила поведения или действий с предметами становились специальной задачей для воспитывающего ребенка взрослого.

Регуляторное действие «удерживание задачи» на познание и коммуникацию будет сопровождаться рядом конкретных действий:

- выдерживание напряжения, возникающего из-за торможения непосредственного побуждения,

- действия в соответствии с условием, правилом, контроль процесса выполнения,

- сопоставление результата с конкретным или представляемым воображаемым образцом.

Развитие регуляторных способностей предполагает, проведение специальной образовательной работы, как с детьми, так и с окружающими их взрослыми (для программы «Развитие +» - это проведение семинаров с педагогами ДОУ, работающими по Программе). Развитие регуляторных способностей достигается в программе благодаря образовательной работе по всем разделам, благодаря особой позиции воспитателя, ориентированной на развитие детей, сотрудничество, личностно-ориентированное взаимодействие. В то же время, образовательная работа по разделам «Труд» и «Безопасность» ставит своей целью регуляцию поведения детей и предполагает в результате развитие регуляторных способностей.

Таким образом, программа направлена на развитие общих способностей дошкольников: умственных, коммуникативных, регуляторных, в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе их коммуникации с взрослыми и другими детьми по мере реализации задач разных образовательных областей.